Форма 6. Программа повышения конкурентоспособности вуза. Методические рекомендации по разработке

стр. 45   Конкурсная документация

Форма 6. Программа повышения конкурентоспособности вуза. Методические рекомендации по разработке

Программа повышения конкурентоспособности вуза среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее – программа) представляет собой документ, отражающий концепцию действий вуза и его партнеров для достижения им лидирующих позиций на глобальных рынках исследований и разработок и образовательных программ.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РАЗДЕЛАМ

Общие требования

Объем основного текста программы составляет от 30 до 50 страниц, плюс титульный лист, список исполнителей и ссылки на источники информации, а также Приложение 1 к программе.

При написании программы используется 14 шрифт, полуторный интервал и другие требования к оформлению текстов.

Документ подписывается ректором вуза на титульном листе и заверяется печатью организации-заявителя.

Вуз должен приложить перевод программы и приложений на английский язык.

После формирования программы основные ее положения должны быть внесены в специальную форму «Резюме Программы повышения конкурентоспособности» с помощью программного обеспечения, расположенного
на персональной странице в личном электронном кабинете участника конкурса
в Единой информационной системе обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (http://cabinet.mon.gov.ru).

Раздел 1. Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза

  1. Формулировка стратегической цели вуза (далее также участник конкурса), предусматривающая вхождение и закрепление в числе ведущих мировых университетов. Определение годовых значений целевых показателей до 2020 года.
    В перечень обязательных показателей без учета филиалов (в соответствии
    с прилагаемой методикой в настоящей конкурсной документации) входят:

    1. Позиция (с точностью до 50) университета в ведущих мировых рейтингах (в общем списке и по основным предметным спискам). В дополнение к глобальным рейтингам (QS, THE, AWRU) университет может указать специальные, отражающие специфику его деятельности, которые он планирует использовать для измерения динамики своих показателей международной конкурентоспособности.

    2. Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением их дублирования на 1 НПР.

    3. Средний показатель цитируемости на 1 НПР, рассчитываемый
      по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus,
      с исключением их дублирования.

    4. Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей
      в численности НПР, включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов.

    5. Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ).

    6. Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов.

    7. Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза.

    8. Дополнительные показатели. Вуз также вправе указать до 5 целевых показателей, характеризующих его международную конкурентоспособность, которые он на себя принимает дополнительно.

Полный перечень, значения показателей и методика расчета дополнительных показателей даются Участником в Приложении 1 к программе (Форма Приложения 1 к программе приведена в Приложении 1 к Форме 6).

  1. Целевая модель вуза:

    1. Формулировка миссии вуза, раскрывающая его перспективное место
      на глобальном рынке образовательных услуг и исследований и разработок, роль
      в развитии России, региона и отраслей экономики

    2. Референтная группа из 3-5 ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных с указанием сильных сторон (конкурентных преимуществ) каждого из них, принятых за ориентир

    3. Маркетинговая стратегия – описание и обоснование выбора рынков,
      на которых будет концентрирован вуз.

      1. По рынку исследований – основные отрасли и научные направления;

      2. По рынку абитуриентов – география, качественный состав и способы привлечения талантов;

      3. По рынку работодателей – типы компаний и организаций, на которых будет ориентирован вуз.

    4. Информационная инфраструктура вуза. Области информатизации.

    5. Кадровый потенциал вуза, включая высшее управленческое звено, ППС и НПР.

    6. Перспективные характеристики материально-технической базы вуза и их обоснование.

    7. Экономическая и финансовая модель (величина и структура доходов и расходов, инвестиций, источники средств, в т.ч. эндаумент). Необходимо привести и обосновать прогнозную динамику этих показателей до 2020 года.

    8. Другие характеристики целевой модели (не более 3 по выбору вуза), раскрывающие его особенности и конкурентные преимущества на международной арене.

  2. Анализ основных разрывов между текущими и целевыми значениями показателей (на основании п.1) и характеристиками вуза (на основании п.2), их важнейших причин и стратегические инициативы за счет которых будут достигнуты заявленные международные конкурентные позиции. Направления инициатив:

  3. Формирование портфеля программ и интеллектуальных продуктов вуза, обеспечивающих международную конкурентоспособность.

  4. Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава.

  5. Привлечение талантливых студентов и аспирантов.

  6. Механизмы обеспечения концентрации ресурсов на прорывных направлениях, отказ от неэффективных направлений деятельности.

  7. Создание системы управления вузом (основные принципы, управленческие кадры и системы, организационная структура вуза), обеспечивающей достижение показателей и характеристик целевой модели.

  8. Другие направления (до 3 по выбору участника конкурса).

  9. Управление изменениями, какие механизмы планирует использовать вуз для эффективной трансформации.

Раздел 2. Мероприятия программы

Раздел показывает план достижения стратегических целей и реализации целевой модели вуза на период до трех лет и на перспективу до 2020 года (укрупнено).

Перечень мероприятий формируется в разрезе стратегических инициатив. Мероприятия включают как осуществляемые за счет средств субсидии в вузе без учета филиалов, (перечень мероприятий, на которые могут быть направлены средства субсидии, приведен в постановлении Правительства Российской Федерации №211), так и мероприятия, осуществляемые по инициативе и за счет средств вуза, внебюджетных и прочих источников, в том числе средств федерального бюджета, направляемых на развитие вуза в соответствии с постановлениями Правительства, ФЦП, ФАИП и другими источниками.

Раздел формируется в виде набора таблиц. Формат таблиц приведен в Приложении 2 к Форме 6.

Для каждого мероприятия участником формируется перечень задач, которые он ставит перед собой для реализации мероприятия.

Для каждой задачи указывается:

  1. Формулировка, целевой показатель и его значения для горизонта до 2020 года

  2. Основные механизмы решения задачи

  3. Предварительная оценка стоимости всего и до 2017 года по годам

  4. Основные результаты до 2017 года по годам, далее, если необходимо, укрупненно.

Комментарии

В этом фрагменте конкурсной документации выделение тем ярче, чем важнее фраза для IT-сферы вуза.

Над каждой фразой придется попотеть, но особенно над п.2.8 и п.3.9 - для того чтобы придумать дополнительные параметры, придется сначала выяснить какие параметры учитывают международные рейтинги кроме среднего балла ЕГЭ и процента иностранных студентов. Может быть они учитывают количество дистанционных курсов и/или количество дистанционных студентов...