Основные аспекты развития электронного образования

 
Круглый стол 3. Эволюция образования – как создавать электронные курсы»
Модератор:
Дмитрий РЕПИН,
генеральный директор Digital October
Анатолий ШКРЕД,
ректор Национального открытого университета «ИНТУИТ»
 
Национальный открытый университет «ИНТУИТ» имеет значительный опыт работы в сфере электронного образования (около 800 курсов). Работа в данном направлении начиналась еще тогда, когда не было четкого понимания, как это делать, не было современных технологий, а также не было большого желания преподавателей участвовать в подобного рода проектах (только за очень большие деньги, что в разы повышало доступные бюджеты проектов). В настоящее время ситуация сильно изменилась. На рынке стали действовать крупные игроки, такие как Coursera, которые в том числе смогли создать некоторые стандарты, которые следует соблюдать.
 
При создании электронных курсов в первую очередь необходимо наладить контент.
 
При этом необходимо учитывать рекомендации методистов, которые утверждают, что человеку необходимо максимум 5-7 минут для того, чтобы забыть, что ему говорят. То есть в среднем любая речь через пять минут будет уходить в пустоту, у слушателей возникнут некоторые свои ассоциативные связи и свои мысли, и они будут думать о другом. Конечно, можно держать аудиторию с помощью различных театральных трюков и возможностей монтажа, но понятно, что это не является для всех доступными средствами.
 
Помимо этого, необходимо понимать, что производство качественных курсов требует значительных финансовых затрат. 
 
Одним из сложных моментов в производстве электронных курсов является поиск их авторов. Большинство авторов, к сожалению, по различным причинам отказываются работать в таком формате: проблемы с дикцией, внешностью, боязнь за качество курсов, боязнь камеры.
 
При этом боязнь камеры можно победить, особенно с помощью хорошего режиссера: через короткое время такой работы большинство авторов привыкают к камере. Вместе с тем особенно сложно найти авторов − преподавателей гуманитарных наук.
 
Одной из важнейших характеристик электронных курсов является численность их аудитории. В настоящее время в России нет еще, как в западных странах, широкой практики обучения с помощью таких методик. Поэтому сейчас пока не приходится говорить о, например, миллионных аудиториях. Помимо этого, следует констатировать, что основной аудиторией российских электронных курсов будут именно россияне, а не представители других стран.
 
При создании электронных курсов необходимо уделять значительное внимание таким факторам, как харизма автора, качественный коннект, качество учебных тестов и контрольных вопросов. Последний фактор − к сожалению, в настоящее время это то, что практически недоступно в качественном исполнении 99% авторов. Автор может замечательно прочесть курс и вести интерактивные занятия, хорошо объяснять и держать аудиторию в напряжении, но практически с вероятностью 100% сделает плохое задание. Это касается и гуманитарных, и естественных, и технических наук.
 
Еще одним очень важным фактором при создании электронных курсов является сопровождение. В настоящее время существует практика, что сопровождение должно осуществляться «от» и «до», например с 1 сентября до 1 декабря, и строго следовать графику.
 
Постепенно среди тех, кто занимается электронным образованием, возникнет понимание, что такой подход неудобен для большинства людей. Увеличение аудитории произойдет тогда, когда будет обеспечена возможность асинхронного обучения, но с соблюдением определенного качественного уровня, правил, требований и т.д. Таким образом, основной целью должно стать создание такого сервиса, поддержка таких «вечных» курсов, которые длятся постоянно. Это та задача, которая требует уже не совершенствования организационных подходов, а революционных технических инноваций. Пока система электронного образования только приступает к решению этой задачи.
 

Комментарии

Поскольку я довольно часто пишу в яндексе "дистант" он охаживает меня директом (рекламой) - попадаются интересные: