Из программы МИФИ. Анализ референтной группы университетов выбранных МИФИ в качестве модельных.

 

2.2 Референтная группа ведущих мировых университетов, которые вуз выбрал для себя в качестве модельных

 
Массачусетский Технологический Институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT [11]) – ведущий университет мира в области естественных наук и высоких технологий (QS-1, THE-5, ARWU-3). Миссия MIT близка к миссии НИЯУ МИФИ. Высокие темпы развития новейших научно-образовательных направлений, междисциплинарных лабораторий и центров – основа лидерства. Направления естественнонаучных исследований и образовательных программ, включая ядерное направление, близки к научным направлениям НИЯУ МИФИ. В 2012 г. стартовала масштабная программа научно-образовательного сотрудничества MIT-Россия (MIT- Scoltech Initiative), имеющая значительную компоненту НИЯУ МИФИ. Это позволяет НИЯУ МИФИ использовать опыт MIT в управлении исследованиями, в инновационной деятельности и в образовании.
 
Стэндфордский университет (Leland Stanford Junior University [12]) – частный университет, организованный в виде «корпоративного траста», один из ведущих исследовательских университетов в мире (QS-15, THE-2, ARWU-2). В структуру входят 7 факультетов, в том числе естественнонаучный, инженерный, медицинский факультеты. В Стэнфорде существуют уникальная научно-образовательная база, в том числе национальная ускорительная лаборатория. Высокая планка научной и образовательной деятельности дает НИЯУ МИФИ примеры для развития.
 
Техасский A&M университет (TAMU [13]) – широкопрофильный технический университет (QS-165, THE-156, ARWU-93). Большинство преподавателей являются членами Национальной академии наук и Национальной инженерной академии. В рамках наиболее сильных направлений – инженерия и технологии в ядерной сфере – ведется долговременное сотрудничество этого университета и НИЯУ МИФИ.
 
Университет Цинхуа (Tsinghua University [14]) – один из лидеров науки и образования КНР (QS-48, THE-52, ARWU-151-200). Особое внимание уделено инженерному и радиационные продвижения естественнонаучному технологии. в мировых направлениям, Университет рейтингах. включая демонстрирует В течение ядерные пример последних лет и быстрого ведется сотрудничество университета Цинхуа и НИЯУ МИФИ.
 
Токийский институт технологий (Tokyo Institute of Technology [15]) – один из лидеров естественнонаучных и прикладных направлений в Юго-Восточной Азии (QS-65, THE-128, ARWU-101-150). В университете широко представлены инженерия, ядерные технологии и ядерная энергетика. Продвижение в рейтинге QS за 5 лет с 90-го на 65-е место обусловлено большим количеством направлений прикладных исследований по заказам промышленности, созданной специальной системой поддержки совместных научных проектов, высокой лицензионной активностью. 
 
Это необходимо и для реализации стратегии развития НИЯУ МИФИ. Анализ референтной группы университетов позволил выделить у них наилучшие практики для использования в целевой модели НИЯУ МИФИ:
 
1. Узнаваемый бренд и устойчивый привлекательный имидж для студентов, преподавателей и сотрудников на основе высокого уровня образования и науки, комфортной мультикультурной среды в кампусе.
 
2. Органы попечительства и управления. Академическая деятельность и структура:
Международные попечительские (наблюдательные) советы с обязательным участием преподавателей, студентов и выпускников, открытость их деятельности; высокая степень автономности в регулировании внутренней жизни, определении порядка и структуры академической деятельности; публичность отчетности всех административных лиц на сайтах.
 
3. Информационные базы знаний: развитие информационной инфраструктуры, способствующей интерактивному взаимодействию «преподаватель-студент» и самостоятельной работе студентов; система информирования студентов исследовательскими подразделениями о тематике для участия в научных исследованиях; ведение собственной базы данных по публикациям и другим продуктам интеллектуальной деятельности.
 
4. Исследовательская деятельность: исследовательская деятельность – обязательная часть работы преподавателей и программы обучения студентов; наличие в составе университетов крупных исследовательских центров национального уровня (институтов, лабораторий и т.д.); полный охват жизненного цикла: исследование-разработка-производство-реализация, создание выпускниками и студентами малых компаний и содействие их работе; работа преподавателей в качестве консультантов и экспертов в крупных компаниях; привлечение студентов и аспирантов в качестве исполнителей заказных работ в университете.
 
5. Образовательная деятельность: модернизация инженерного образования в соответствии с международными стандартами CDIO [16]; модульность, гибкие образовательные индивидуализация траектории, образования, мобильность, увеличение доли междисциплинарность, самостоятельной работы, активные, проектные и дистанционные методы.
 
6. Активный фандрайзинг: наличие эндаумента, заметная часть от пожертвований в доходах университета; открытость данных по доходам и расходам университета; активность сообщества выпускников (Alumni): содействие университету, участие в управлении, существенный вклад в финансирование.
 

Комментарии

Анализируем: (мои комменты зеленым шрифтом относятся к МГИМО)

3. Информационные базы знаний:

  • развитие информационной инфраструктуры, способствующей интерактивному взаимодействию «преподаватель-студент» и самостоятельной работе студентов;  есть зачатки - требуется резкое ускорение.
  • система информирования студентов исследовательскими подразделениями о тематике для участия в научных исследованиях; есть зачатки - требуется системный подход.
  • ведение собственной базы данных по публикациям и другим продуктам интеллектуальной деятельности. есть личные кабинеты ППС - сильно устарел - требует кардинальной модернизации.

 

5. Образовательная деятельность: практически все нужно начинать с нуля.

  • модернизация инженерного образования в соответствии с международными стандартами CDIO [16];
  • модульность, гибкие образовательные
  • индивидуализация траектории, образования, мобильность,
  • увеличение доли междисциплинарность, самостоятельной работы,
  • активные, проектные и дистанционные методы.