3 в 1

IT это три взаимосвязанные, не существующие друг без друга сущности:

Оборудование (железо), программные средства (софт) и пользователи (юзеры).

С первыми двумя, как будто все просто - купи или возьми open source (для софта), а вот с юзерами все сложней.

Их грубо можно разделить на технических спецов - инженеров/сисадминов/программистов и конечных пользователей информационных систем - тех кто юзает их юзает и дает конечную продукцию анализирует международную обстановку, финансовые рынки, обучает этому студентов, считает эффективность инвестиций/труда или просто зарплату.

Первых относительно немного и их не особо видно в конечной продукции. Заметно только их отсутствие, когда что-то перестает работать.

Не стану надувать щеки и утверждать, что главней их профессии нет - они такие же винтики, как строители, железнодорожники или водопроводчики - существуют, чтобы машина не простаивала или простаивала поменьше.

В архитектуре есть Корбюзье, каменщик Вася и десять ступеней между ними.
И в IT есть Торвальдс Линус, эникейщик Петя и 100 ступеней между.

Определение потребности в кадрах вообще тонкая штука, а IT-кадрах эта задача усложняется тем, что тот, кто занимается этим определением редко владеет сразу всеми необходимыми для этого компетенциями. А ошибки хоть и незаметны сразу, но чреваты весьма.

 

Пример 1:

Гуманитарный ВУЗ. Его кадровики и экономисты определили состав и зарплату своим айтишникам вдвое ниже рыночной. Мотивация убедительная: у нас не Бауманка, задачи простые - лишь бы компьютеры работали, а лишние деньги тратить на этих парней в свитерах не очень понятно зачем, да и текучесть их не больше чем среди преподавателей.

Дьявол он в мелочах. Состав примерно ровный, как и зарплата, что не обещает роста.
Люди, подтянув свою квалификацию уходят, а средние и ниже остаются, потому, что нет более умных, чтобы их контролировать и напрягать. А без напряжения можно комфортно сидеть на стуле долго, играя в игры, халтуря налево в рабочее время или повышая свой уровень, чтобы уйти на повышение к конкуренту.

Через 5 лет начинается деградация всего:

  • инфраструктуры (может быть новое железо и купят, но кто же его правильно настроит?);
  • софта (причина та же);
  • пользователей т.е. преподавательских и управленческих кадров (умные к умным);
  • конечной продукции - для вуза это качество выпускников.

Через 10 лет ВУЗ потеряет рейтинг, не формальный, а главный - абитуриенты, раньше отборные, пойдут средние и очень средние. Умные к умным.

 

Пример 2:

Тот же ВУЗ получил из бюджета очень крупный грант на развитие. Деньги большие, освоить нужно быстро и грамотно. Свои то кадры слабы - приглашается команда молодых амбициозных. Зарплата им кладется в разы больше чем своим. Смелыми мазками рисуют они перспективы и не откладывая берутся за реализацию.

Закупается железо и софт самого высшего качества и цены, большими группами отправляются люди за границу на учебы/стажировки (почему-то в курортные зоны в высокий сезон), рисуются плакаты с отличным дизайном и массой продвинутой терминологии.

Деньги освоены. Команда снимается - есть новое место, где нужны молодые амбициозные. А в вузе остаются свои. С теми же зарплатами.

Новейшее (к которому не прикоснулись умные руки) железо через 5 лет уже раскомплектованно.
Брендовый софт работает под фабричными настройками, даже админский пароль остался установленным вендором. Люди не используют закупленные ресурсы и 10%.

Результат такой же как в Примере 1.