Поезд "Education" несется на всех порах. МИМО НАС.

Попытки внедрения LMS (вульгар. Дистанционка) в МГИМО начались с ИОПА. Слабокоптящий огарок той попытки будет в ближайшее время переплавлен в новую версию Moodle, которая родилась год назад по инициативе ФДП.

Сейчас предпринимается попытка купить Blackboard - дорогой американский продукт на 90% по функционалу пересекающийся с Мудлом.  Этот продукт теряет рынок у себя дома, студенты отказываются его использовать - иногда доходит до бунтов.

Если абстрагироваться от стоимости, порога входа и еще нескольких традиционных аргументов проприетарщиков и опенсорсников, которыми они обмениваются каждый раз, когда встречаются, то, по большому счету, не так важно какой продукт внедрять. Важно внедрять. Внедрить и получить от продукта какую-то пользу.

По статистике более половины начатых IT-проектов не заканчиваются успешно. То есть пользы не приносят, а приносят, соответственно, вред. Причины неудач бывают разные, но чаще всего это пресловутый "человеческий фактор". Не в том смысле, что кто-то на каком-то раннем или позднем этапе принял неверное решение, а в том, что люди просто не захотели пользоваться, использовать в ежедневной своей работе то, что сгородили (купили) айтишники.

Людей можно принудить делать что угодно - способы найдутся, но штука в том, что если нет смысла юзать этот инструмент каждому человеку в отдельности, то и в целом предприятию это не нужно, просто руководитель (или кто там добивался внедрения) не заметил этого.

Человеческая масса конечно инертна, неповоротлива, с ней нужно уметь обращаться - большая наука изучает системы мотивации и пр. но если суметь показать людям реальную для них самих пользу - они потянутся к тому, что никак не хотели юзать под внешним давлением - не такая уж тупая эта масса.

Это искусство и это труд, а главное это деньги, которые должны быть в бюджете проекта и которые на порядок важнее денег потраченных на серверы и софт, ибо это только вспомогательные инструменты, а главная производительная сила - человек.

Человек с бумагой и карандашом менее производителен, чем человек с компьютером, но без человека и карандаш, и компьютер равно бесполезны.

 

Что касается вопроса Blackboard vs. Moodle, у меня есть плохая новость - MOOCs.

 

Приведу большую цитату из цикла статей группы авторов из Томского университета.

Лихорадка MOOCs
Как национальные образовательные системы реагируют на американские проекты

Феномен MOOCs (МООК) становится достаточно известным, поэтому обойдемся без развернутого введения. Отметим только, что лихорадку, которой охвачена педагогическая общественность, можно сравнить с ситуацией в физике после открытия О. Ганом самовоспроизводящейся цепной реакции деления урана и последовавшей за этим научно-технической гонкой в создании ядерного оружия. В частности, каждый, порой «на коленке» (см. О.Фриш), пытается получить тот же результат, перепроверить и убедить окружающих, а лучше инвесторов и государство в необходимости вложения средств в развитие МООК.

Хотелось бы выделить два момента, вносимых МООК в современное профессиональное образование, которые на наш взгляд позволяют отнестись к складывающейся ситуации и этому феномену более чем серьезно:

1. Посредством МООК дистанционное, онлайн обучение миру впервые предлагают самые гранды мирового образования: МТИ, Гарвард, Стэнфорд, Беркли.

2. «Взрывообразность» развития МООК и синхронность действий трех главных игроков: Coursera, EDX, Udacity свидетельствует о тщательной подготовке и планировании. Операция имеет признаки захвата глобального рынка. Цель у образовательных платформ МООК более чем дерзкая – совместными усилиями «заново изобрести» образование в мировом масштабе, и сделать его доступным каждому желающему.

МООК все отчетливее проявляют признаки «подрывных» или «разрушительных» инноваций, которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, становятся неважными.

----

Конец цитаты. Автор: С. Л. Тимкин.
 

Россия может потерять суверенитет не потому, что наши бомбы устареют, а потому что наших детей будут учить не мы, и они, наши дети, вырастут в чужих взрослых.

Опасность пришла как всегда не с той стороны, где мы построили оборонительные рубежи.

Необходимо срочно объединить минобразоания и минобороны, их общий бюджет увеличить в пять раз, министром оставить Шойгу - ситуация чрезвычайная - ему альтернатив нет.

Это не шутка, как может показаться, а единственный реальный выход. Впрочем еще можно присоединиться к европейскому (если примут) или американскому (они всех принимают), проекту. Томичи именно это и предлагают. Мне это не нравится, но если мое предложение объединить минобразоания и минобороны не будет реализовано, то другого выхода не будет. Не можешь возглавить процесс - присоединяйся. Не присоединишься - тебя присоединят.

 

--------

Ссылки по теме:

http://www.emergingedtech.com/2010/11/moodle-2-versus-blackboard-brief-c...
http://juliaitani.wordpress.com/2010/05/17/angel-vs-moodle-vs-sakai-vs-b...
http://lms.findthebest.com/compare/83-226/Blackboard-Learning-System-vs-...

http://spbgunews.ru/2013/01/16/eshhyo-9-millionov-na-blackboard/
http://armikael.com/tag/blackboard
http://www.smart-edu.com/stati-e-learning/razvivayuschiysya-rynok-lms-michael-feldstein.html
http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2313.pdf
http://www.linux.org.ru/news/opensource/5606137/page3

 

Статьи и исследования:

Цикл статей группы авторов из Томского университета

МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электронное обучение. Платформы и системы.
Ставропольский государственный аграрный университет
Опыт ВШЭ

 

А. Немченко